В своей глубокой скорби человек всегда стремился остановить время, увековечить память об умершем. Это стремление, порожденное страданием и любовью, ищет выход и выражение.
Потрясающие музыкальные реквиемы, поэтические эпитафии, прекрасные живописные портреты создавались в трагические дни жизни творцов. Само искусство портретной живописи, для которого характерно ярко выраженное сходство с конкретным человеком, восходит к фаюмским портретам Древнего Египта. Эти заупокойные живописные портреты писались воском на доске (в ранний период, относящийся к первому веку до новой эры, — на холсте), вставлявшейся затем в бинты мумии на месте лица. Благодаря малой химической активности воска, его влагоустойчивости эти посмертные портреты в течение долгих веков сохраняли свежесть цвета, плотность и фактуру красочного слоя. Впервые их нашли археологи в Египетском оазисе Фаюм более ста лет назад — в 1887 году. Несколько таких портретов хранится в Пушкинском музее, наиболее известный из них — “Юноша в венке”, относящийся ко II веку нашей эры. Искусство древних художников и бальзаматоров, вместе работавших над сохранением облика современников, сберегло их черты. И спустя два тысячелетия можно увидеть, каким был человек не вообще, а вполне определенный, конкретный.
Древние египтяне благоговейно относились к телу умершего, они старались сохранить его, сберечь от разрушения возможно дольше, “дабы душа не скиталась по свету”, — такое представление соответствовало их религиозным верованиям. В записках историка и этнографа графа Кайло говорится: “Египтянин был бы казнен смертью, если бы он мертвому учинил хотя бы малую обиду”. Не только у египтян, но и у древних персов, ассирийцев, исконных народов Южной Америки в их культах поклонения предкам — знатным соплеменникам память о них была неразрывна с бережным, любовным отношением к их внешнему облику. Религиозно-мистическое проявление этих чувств воплотилось в искусстве бальзамирования умерших, кажущемся непостижимым при отсутствии у древних анатомических знаний. Поражает, как народы древнего мира, не обладая нужными сведениями в области естественных наук, физики и химии, могли бальзамировать тела покойных таким образом, что они пролежали в каменных гробах в течение многих веков и сохранились до наших дней.
Первым бальзаматором, по древнеегипетскому преданию, был Анубис (он же позже — Осирис) — бог покровитель умерших, царь загробного мира. Его имя упоминается во всей заупокойной египетской литературе, согласно которой одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращение его в мумию. Анубису приписывается возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах (в “просветленного”, “блаженного”), оживающего благодаря этому жесту.
Особенности Египетской культуры удивительны для европейцев. Даже древним грекам Египет казался страной чудес с ее мрачными святилищами, громадными каменным изваяниями богов, высеченными из скал, сфинксами, колоссами, огромными пирамидами, мавзолеями, гробницами, мумиями.
Первыми из европейцев попытались разгадать тайну египетских мумий французские ученые Шампольон и Рупе — участники Наполеоновской экспедиции. В многотомных трудах этой экспедиции находятся первые сведения о загадочных мумиях, найденных в египетских пирамидах, и о способах их бальзамирования. В конце 1799 года была понята письменность Египта, стоящая более чем из трех тысяч знаков. В руках ученых появился ключ, при помощи которого можно было проникнуть в глубь истории и читать надписи на гробницах и мавзолеях,
Знаменитый русский биолог Д. Выводцев, живший в прошлом столетии отмечает, что египтяне артистически бальзамировали тела умерших и ни один народ мира не мог соперничать с ними в этой области. Русский ученый указывает при этом, что, несмотря на многочисленные исследования, не известны все вещества, которые применялись египтянами для сохранения тел умерших. В своем стремлении противостоять разрушительным силам природы они обращались к природным же средствам, выискивая все новые возможности, совершенствуя в течение долгих веков искусство сохранения нетленными своих дорогих покойников, бессознательно прокладывая путь современной анатомической технике и способствуя ее развитию.
Процесс бальзамирования у древних египтян был очень длителен и сложен. Почти все исследователи описывают этот процесс по двум древним источникам: по Геродоту и Диодору Сицилийскому. Не всегда их данные сходятся как в самой технике, так и относительно применявшихся веществ и времени их воздействия (так, по Геродоту, погружение тела умершего в натрон — сложный раствор, содержащий азотнокислый калий, хлористый и сернистый натр, углекислый калий и известь, — занимало 70 дней, а по Диодору — всего 30). По одному источнику цена бальзамирования по первой категории, к которому прибегали самые знатные и богатые называется более чем на треть дороже, чем по другому. В исследовании доцента Киргизского университета Б.Ярославцева сообщается, что способ бальзамирования по первой категории стоил в Древнем Египте дорого, что существовало четыре категории бальзамирования; вторая стоила уже вдвое дешевле, а четвертая была доступна даже для беднейших египтян.
Сговорившись о цене, родственники вместе с друзьями, знакомыми и плакальщицами вносили умершего во двор храма. Все этапы бальзамирования сопровождались ритуальными действами, плачами, церемониями. Бальзамирование первой категории происходило со вскрытием полостей, которые промывались пальмовым вином и квасией, наполнялись воском, писифальтом, асфальтом с берегов и со дна Мертвого моря. После погружения в натрон, просушивания, тело натирали магическими маслами, щедро посыпали порошком благовоний и помещали в раствор меда и смол на 20 дней. Затем надевали рубаху, которая зашнуровывалась сзади, и 15-20 раз бинтовали шелком, пропитанным смолами (для этого требовалось до 1000 локтей шелка, т.е. около 500 метров). Руки бинтовались отдельно, а ноги вместе. Лицо покрывалось целым, куском шелка и разрисовывалось. Очень богатым покойникам на лицо накладывалась золотая или серебряная маска-портрет. Для позднейшего периода был характерен портрет на досках на месте лица — так называемый “фаюмский” портрет.
Забинтованное тело лакировали при бальзамировании как по первой, так и по второй категории (вторая осуществлялась без вскрытия полостей). Для обертывания тел бедняков вместо шелка использовался холст, их мумии зарывали в пустыне без гроба (саркофага). Богатых египтян хоронили в мавзолеях или в специальной заранее приготовленной каменной могиле в дубовых или каменных саркофагах. Часто саркофаги вкладывались один в другой, иногда их было до восьми. Причем для самых знатных египтян, для фараонов их делали из чистого золота, украшали драгоценными каменьями. Например, саркофаг фараона Тутанхамона был золотым и весил 4,5 центнера. Саркофаги образовывали непроницаемый футляр, но это было, скорее, данью роскоши, а не необходимостью герметизации для сохранения останков. Природные условия Египта, с его сухими почвами, хорошо вентилирующимися, содержащими минеральные и известковые отложения, способствуют мумификации. Искусство бальзамирования возникло и развивалось там по “подсказке” самой природы. В египетских пустынях, песчаниках, обвеваемых сухим ветром, часто наблюдалось образование мумий естественным путем. Так, обнаруживали высохшие нетленные останки людей из караванов, заблудившихся в пустыне и погибших без пищи и воды. Аскетическая жизнь египетских бедняков позволяла после их смерти бальзаматорам меньше усилий тратить для обеспечения сохранности их останков. Это наблюдение подтверждает и такой факт, что после битвы римлян с персами через много лет на поле боя находили мумии персов, тогда как тела убитых римлян, более невоздержанных в еде, тучных, не сохранились.
Исследователи отмечали также, что в Египте не бальзамировали тела умерших детей, считая их безгрешными. Лишь однажды, как описывает граф Кайло, была найдена мумия маленького мемфисского принца.
Эти представления египетских жрецов, врачей, бальзаматоров о взаимообусловленности греха и тлена близки русскому православному сознанию с его поклонением святым мощам — нетленным останкам, богомольем с припадением ради исцеления к раке преподобных Сергия Радонежского, Дионисия Глушицкого, других особенно чтимых в народе святых, традицией долгого прощании с почившими отцами церкви. Известно, что в течение восьми суток стоял гроб с телом преподобного Серафима Саровского в Успенском соборе Дивеевского монастыря. В ночь с 12 на 13 августа 1783 года отошел епископ Воронежский Тихон Задонский, а отпевание и погребение свершилось 20 августа.
Древние римляне оставляли для оплакивания тела умерших на 8—9 дней, натирая их благовонными маслами и душистыми бальзамами. У римлян был способ бальзамирования, который археологи и биологи находят достаточно совершенным, но его секреты не дошли до наших дней.
Для древних греков бальзамирование покойных не было характерным, однако и они прибегали к нему в исключительных случаях для очень знатных людей.
Но далеко не все народы стремились сохранить тела умерших, полагая это залогом их будущего воскресения. Например, народы арабского Востока, Средней Азии, Индии, Кореи, Китая, Монголии, Калмыкии и др. (исповедующие ислам, буддизм, индуизм) совсем по-другому понимали смерть и загробный путь человека. Коран и Шариат не одобряли бальзамирования, считая этот обряд языческим. Нет бальзамирования и в иудейской культуре.
Понятно, что по своим религиозным воззрениям такие народы не могли создать своего направления в искусстве бальзамирования. Но и эти древние народы тем не менее в некоторых случаях прибегали к нему, о чем свидетельствуют как книги, так и археологические раскопки. В главе 50-й книги Бытия: после кончины Иакова, нареченного Израилем, “Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим — врачам бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней; ибо столько дней употребляется на бальзамирование”. (Здесь мы встречаемся с третьей, после Геродота и Диодора, библейской версией относительно сроков бальзамирования). Перед смертью Иаков заповедал похоронить его с отцами своими в земле Ханаанской. Далее в этой главе подробно описываются похороны, 70-дневное оплакивание в Египте, долгий путь на родину, прощание — как нечто удивительное, особенное, необычное, несвойственное данной культуре. Здесь обнаруживается сильнейшее влияние культуры египетской, которую Иосиф воспринял с юности, будучи в семнадцать лет проданным братьями измаильским купцам, везущим верблюжьим караваном в Египет бальзам и ладан. В самом конце 50-й главы сообщается, что Иосиф тоже, как отец его, просил перед смертью: “Вынесите кости мои отсюда”. И далее: “И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте” для отправки на родину.
У арабов в их письменных источниках, естественно, нет упоминаний о бальзамировании покойных. Не содержится их в медицинских трактатах великого Авиценны, хотя философское обоснование его “Канона врачебной науки” базируется на идеях Аристотеля и отчасти неоплатоников. Однако ислам в те времена имел уже трехвековую историю и определяющее влияние в Иране и Средней Азии. Отсутствие сведений о бальзамировании в письменных источниках мусульманских народов не означает, что на практике оно не осуществлялось. Так, в усыпальнице династии Тимуридов в самаркандском мавзолее Гур-Эмир при вскрытии в 1941 году гроба основателя династии Тамерлана, как свидетельствует известный антрополог, археолог и скульптор М.М.Герасимов, ощущался сильный запах камфары, ладана, канифоли, ароматических смол, который присутствовал затем длительное время, что несомненно означает — проводилось бальзамирование.
Могила сына Тимура Шахруха находилась в таком месте мавзолея, которое дважды оказывалось водой. Несмотря на то, что затопление крайне неблагоприятно для сохранения останков, на них были обнаружены даже мышечные ткани.Известно к тому же, что Шахрух умер в1447 году в Герате. Долгий караванный путь из Герата в Самарканд к усыпальнице Тимуридов тело покойного не выдержало бы без бальзамирования.
Таким образом, в XIV—XV веках в Средней Азии бальзамирование тел умерших правитлей, хоть и далеко не всегда, но все-таки проводилось. В ту пору и ранее, весь период Средневековья редко осуществлялись попытки сохранения останков даже великих людей и в Европе, в частности, известно проводилось бальзамирование тел некоторых французских королей. Бальзаматоры называют этот период алхимическим, считая его вторым вслед за религиозно-мистическим. Причем, если к первому они и по сей день относятся с большим вниманием и уважением изучая его возможности, осваивая в современной практике все полезное, что удается перенять, то второй наименее интересен для науки и практического применения, так как средневековые алхимики искали новые способы бальзамирования без всякого логического и научного смысла, хотя и не щадили для этого ни сил, ни времени, ни средств.
С наступлением XVIII века искусство бальзамирования прочно становится на научную основу, опираясь ни достижения химии физики, биологии. В Европе в то время работали в этом направлении известные ученые Понтер, Палентано, Шассе, Гональ, Трончини Лясковский. Опыт первых русских анатомов Щепина, Протасова, Мухина и других не сохранен, так как не осталось их записей.
В России точные описания по бальзамированию появились в XIX веке, это, в частности, руководство по хирургии бальзамирования академика И.Буша, написанное в 1831 году, труды основоположника топографической анатомии-профессора И.В.Буяльского. Интересные, вносящие новый вклад в развитие науки монографии удавалось не всегда опубликовать сразу, при жизни авторов. Так, одновременно с И.В.Буяльским, В.Грубером, Спасским работал над созданием собственных препаратов и приемов их введения профессор Харьковского университета А.Венедиктов. Он применял скипидар, мед и воск, использовал в своей практике метод обмотки бинтами, смоченными в растворе воска, как у египтян. А трактат его удалось напечатать лишь в самом конце века профессору М.Попову, который сам известен как один из искуснейших бальзаматоров своего времени, добившийся очень стойких длительных результатов. Многие медики, его современники, восхищались обликом прекрасной молодой девушки, наблюдаемой ими в витрине кафедры анатомии: в волнах розового газа она походила на спящую красавицу.
Профессор М.Попов вместе с известным биологом Д.Зерновым бальзамировал тело покойного русского государя Александра III в 1894 году. Долгое время он применял раствор хлористого цинка в спирте и карболовую кислоту. Он по достоинству оценил новое бальзамирующее средство — формалин, открытый Блюмом в 1893 году.
Русские анатомы нередко работали вместе с европейскими. Так, А.Виноградов подробно описал бальзамирование умершего 27 мая 1840 года гениального скрипача Никколо Паганини (погребение его в земле римская католическая церковь позволила произвести лишь в 1896 году, то есть спустя 56 лет после смерти). Это показывает, что более чем за полвека до открытия формалина, определившего на долгие годы, вплоть до наших дней, новый этап в развитии анатомической консервации, европейская медицина и, в частности, русская школа имели весьма впечатляющие успехи.
В 1935 году в Москве была создана Лаборатория под руководством академика Б.И.Збарского, которая за полвека своего существования забальзамировала тела многих исторических деятелей современности. Так, в 1945 году проводилась работа по сохранению тел Г.Димитрова в Болгарии и К.Готвальда в ЧССР. В Монголии — тела Чойболсана. В настоящее время их сохранение прекращено по причинам, не связанным с научными и практическими возможностями, так же, как был прекращен уход за телом И.В.Сталина, забальзамированным и помещенным в Мавзолей на Красной площади в марте 1953 года.
Большим успехом Лаборатории является сохранение тела первого президента ДРВ Хо Ши Мина в условиях тропического климата в саркофаге Мавзолея в Ханое. Более десяти лет в специальном временном саркофаге хранилось тело президента Анголы, председателя МПЛА партии труда А. Нето, умершего в Москве в 1979 году.
В 1994 году в Лабораторию обратились представители Сибирского отделения Академии наук с просьбой помочь в консервации останков мумий из Алтайского захоронения. К содействию московских бальзаматоров прибегают специалисты самых разных отраслей науки, культуры, а также судебно-медицинской практики, велик их авторитет, признанный во всем мире.